2. Организационные способы защиты от телефонного пиратства.
2.1. Проверка и контроль линии
В случае обнаружения самовольного подключения к телефонной линии, в первую очередь необходимо проверить состояние двухпроводного шлейфа ТА - АТС. В идеальном случае, по заявке абонента проверка проводится специалистом узла связи. Один из вариантов — подключение специализированного тестера, имеющегося практически на каждом линейном узле связи. При этом, возможно обнаружение мест подключения, скруток по всей длине шлейфа. Прибор обладает достаточной точностью, позволяющей обнаружить нестандартные перепады сопротивлений и определить их месторасположение. Прибор эффективен для выявления самодельных устройств скрытого подключения, входные узлы которых отличаются от обычных ТА по значению комплексного сопротивления в различных режимах связи. Так же определяется наличие на линии параллельных аппаратов, факсов, АОНов и любых других сервисных устройств.
Идивидуальные абоненты могут провести простейшую проверку с помощью измерительного прибора — вольтметра с рабочим напряжением до 100 В постоянного тока.
Подключив прибор параллельно своему телефонному аппарату, замеряют рабочее напряжение телефонной линии при положенной трубке ТА. Оно должно быть в пределах ±48-60 В. Дело в том. что, зачастую, самодельные устройства, подключенные в разрыв вашей линии для незаметного ее использования, могут выдавать на телефон хозяина линии меньшее напряжение (15-20 В), необходимое лишь для того, чтобы отследить режим снятия трубки основного ТА, либо имитировать ложные сигналы.
Естественно, что таким образом невозможно выявить кратковременные подключения, но есть вероятность обнаружения факта использования линии на долговременной основе.
Второй вариант проверки и контроля линии заключается в визуальном контроле двухпроводного шлейфа "абонент - распределительная коробка". При этом, особое внимание обращается на состояние узлов, стыков и скруток, возможность доступа к ним, а также состояние распределительных коробок и контактных соединений. Коробки должны быть надежно закрыты и опломбированы, особенно, если они располагаются в открытых тамбурах и коридорах.
Руководители предприятий просто обязаны предпринять все меры к сохранности кабельного хозяйства в своих помещениях. Кроме повышения возможности подключения некачественные соединения значительно ухудшают качество связи.
2.2 Ограничение доступа к телефонной линии
Чисто организационными можно считать следующие мероприятия по ограничению доступа к телефонной линии:
• Установка ТА в месте, недоступном для посторонних лиц.
• Отключение выхода на межгород путем набора "8" по заявке на станционный узел связи.
• Контроль за проведением городских и
междугородных разговоров с персонификацией сотрудников предприятия, фирмы (например, секретарем, вахтером и т.п.).
• Уменьшение количества параллельных аппаратов.
• Использование для связи внутри предприятия преимущественно местных АТС (микроАТС для небольших фирм и организаций). Как правило, подобные микро- и миниАТС позволяют программировать режимы выхода в городскую сеть только для нескольких ТА (руководители, ответственные лица). Для индивидуальных абонентов весьма актуальна проблема использования телефонного аппарата детьми (международные разговоры по интим-телефонам). В данном случае, при использовании только организационных мер, эффективны лишь отключение от автоматической междугородной связи и постоянная воспитательная работа.
2.3. Контроль оплаты за телефонные услуги
Как правило, расчет оплаты за пользование телефоном происходит один раз в месяц. Предприятия и индивидуальные абоненты должны тщательно анализировать распечатки, поступающие с узлов связи. В случае междугородных разговоров необходимо обращать внимание на коды городов, в которые производились звонки. Если коды не совпадают с теми, которые имеют место в обычной деятельности организации (контракты, поставщики, потребители) или индивидуального абонента (родственники, знакомые), то имеет место факт подключения, и вам необходимо принять меры для предотвращения дальнейшего самовольного использования линии. Для руководителей узлов связи рекомендуется увеличить частоту выставления счетов, что позволит отследить резкое увеличение сумм, подлежащих оплате. В современных условиях это можно запрограммировать на
электронных АТС. Компьютерное усреднение оплаты за несколько месяцев позволяет в случае резкого всплеска, например, международных разговоров выдать контрольный сигнал абоненту.
Объективности ради, следует заметить, что в уменьшении финансовых потерь заинтересованы прежде всего сами абоненты, так как руководство АТС всегда найдет способ взыскания денег с должника, хотя-бы под угрозой отключения телефона. Это обстоятельство сдерживает внедрение технических новинок по защите линий от самовольного коммерческого использования.
В заключение надо отметить, что существуют видимые результаты принятия организационных мер защиты.
• Снижение финансовых потерь в суммарном исчислении.
• Уменьшение количества споров по оплате телефонных разговоров.
• Снижение количества анонимных (не персонифицированных) междугородных разговоров.
Все это приводит к улучшению дисциплины обращения с телефоном и значительной экономии средств.
2.4. Рекомендации абонентам в случае самовольного подключения
При обнаружении факта самовольного использования телефонной линии (с помощью прибора, визуально или по квитанции оплаты) следует помнить, что оплаты за чужие разговоры можно избежать, если этот факт будет доказан. Правда, как показывает практика, доказать, что звонили не
вы, бывает чрезвычайно сложно. Прежде всего, позвоните в справочную службу и попытайтесь выяснить: не было ли при выставлении счета на оплату технической ошибки. Если ошибка исключена, вызовите мастера с линейно-станционного цеха. Для такого вызова есть серьезные основания — вполне возможно, к вашей линии подключился кто-то посторонний. Мастер должен проверить состояние проводного шлейфа и попытаться выявить длительное подключение (разводка проводов в сторону от вашего помещения и распределительной коробки), а также возможность кратковременного подключения в шкафу и на лестничной площадке.
По окончании работ мастер должен оставить вам копию акта осмотра. Если мастер отказывается составлять акт, составьте его сами с обязательным присутствием мастера и соседей. Акт составляется в произвольной форме с отражением следующих моментов:
• в который раз составляется подобный акт;
• состояние проводки и ТА в квартире абонента;
• наличие/отсутствие несовершеннолетних детей;
• состояние шкафов и распределительных коробок (открыты, закрыты);
• состояние контактов на выходе шкафа (видны следы подключений или нет);
• месторасположение распределительной коробки (на вашей лестничной площадке или нет, закрыты ли двери тамбура перед квартирой и т.п.);
• состояние проводного шлейфа от коробки к квартире (наличие обрывов, изношенность изоляции проводов и т.п.);
• наличие или отсутствие радиотелефона в квартире.
Акт заверяется подписями мастера или соседей. Примерный вид акта осмотра приведен на Рис. 4.
После составления акта следует направить письменную претензию по юридическому адресу городской телефонной сети (ГАТС). В письме указывается:
какая часть суммы счета (желательно с кодом города) вызывает споры, к письму прикладывается акт осмотра. Письмо следует отправлять заказным (ценным) письмом с уведомлением о получении.
Если после этого ГАТС не списывает спорную сумму с начисленного счета, остается только обращаться в суд. Не забывайте оставлять себе копии всех документов, квитанций и пр.
Обычно после первой попытки списать счет на оплату разговоров, которые вы не вели и первого отказа это сделать абоненты поворачиваются лицом к техническому прогрессу в деле защиты телефонных линий и устанавливают то или иное устройство защиты от пиратства.